Программа на языке Pascal ABC имеет следующий вид:
program имя программы;
раздел подключения модулей;
раздел описаний;
begin
операторы
end.
Первая строка называется заголовком программы и не является обязательной.
Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.
Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке.
Раздел подключения модулей и раздел описаний могут отсутствовать.
Операторы отделяются один от другого символом " ; ".
Операторы
|
Пример
|
переменная:= выражение
|
y:=5;
|
program имя программы;
Задает имя программы.
Имя программы начинается с английской буквы,
может состоять из английских букв, чисел.
|
program primer1;
|
uses имя встроенного
модуля;
Объявление встроенного модуля, процедуры
которого будут использоваться в программе.
|
uses Crt;
Модуль CRT предназначен для работы с текстовым окном.
ClrScr - очистка текстового окна (заливка цветом фона) |
var имя переменной : тип переменной;
|
var x , y : integer;
z : real;
После выполнения в ОП (оперативной памяти)
выделяются ячейки, которые помечаются как переменные x, y, z.
|
begin
end
Операторные скобки
|
begin
оператор1;
оператор2;
…
end;
|
write, writeln (элемент(ы) вывода на экран);
Вывод на экран указанных элементов.
writeln после вывода своих элементов осуществляет переход на следующую
строку. |
writeln (‘введите с
клавиатуры целое число’);
после выполнения
на экране будет
введите с клавиатуры целое число
Данные расположенные между апострофами ‘ … ’
выводятся на экран в том же виде.
|
read, readln (<имя переменной, значение которой вводят с клавиатуры>);
Ввод данных с клавиатуры.
readln после ввода данных
осуществляет переход на следующую строку.
|
readln (x);
После выполнения на экран выводиться
мигающий курсор и ожидается ввод данных с клавиатуры, после ввода в ОП
переменной с именем x присваивается введенной значение.
|
Условный оператор if
if <условие> then оператор 1 else оператор 2; Операторы сравнения: > больше < меньше = равно >= больше или равно <= меньше или равно <> не равно and – и or – или not – не xor – без |
if x>=8 then оператор 1 else оператор 2; Если переменная x будет больше или равна числу 8, то выполняется оператор 1, иначе (x<8) выполняется оператор 2. Если после команды then или else должны выполняться более одного оператора их заключаем в операторные скобки begin... end: if x>=8 then оператор 1 else begin оператор 2; оператор 3; ... end; Сложные условия: if (x>=8) and (x<=10) then оператор 1 else оператор 2; |
Оператор цикла for
for <переменная цикла> := <начальное значение> to <конечное значение> do оператор; Используется для выполнения однотипных действий с известным числом их повторений. Количество повторений может быть указанно в условии задачи или должно вводиться как параметр с клавиатуры. |
for i:= 1 to 5 do writeln ('привет');
На экране 5 раз будет напечатано слово "привет" |
Оператор цикла while
while <условие> do оператор; Выполняет действие или действия пока истинно условие. После каждого прохождения тела цикла, условие проверяется и если условие ложно, осуществляется выход из цикла. Если условие истинно всегда, то происходит зацикливание.Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2. Условие - логическое выражение, записанное с помощью логических операторов сравнения. |
x:=5;
while x<>0 do begin writeln ('привет'); x:=x-1; end; На экране будет печататься слово "привет" пока x не равен 0, это произойдет на 6 шаге цикла, т.е. слово "привет" будет напечатано 5 раз. |