Переменные. Типы Переменных.
Имя переменной начинается с английской буквы, может состоять из английских букв, чисел. Не может содержать в имени знаки: пробел, *, <, ?, >, !
Примеры:
а, А1, sum, max
Типы переменных.
Тип массив
Массив - набор однотипных элементов (чисел, символов и т.д.)
Одномерный массив (строчный) - это упорядоченные в строке элементы: а1 - первый элемент, а2 - второй элемент и т.д.
Описание одномерного массива
var mas: array[1..5] of integer;
Задается массив с именем mas, количество элементов 5, элементы целые числа
имена элементов - mas[1], mas[2] ...
Описание двумерного массива
var mas: array[1..3,1..4] of integer;
Задается двумерный массив(матрица) с именем mas, количество строк - 3, количество столбцов - 4
имена элементов - mas[1,1], mas[1,2] ...
Расположение:
mas[1,1] mas[1,2] mas[1,3] mas[1,4]
mas[2,1] mas[2,2] mas[2,3] mas[2,4]
mas[3,1] mas[3,2] mas[3,3] mas[3,4]
Стандартные функции и процедуры.
В среду программирования встроены десятки функций и процедур, которые позволяют работать с переменными и данными любого типа (математические, строковые и т.д.).
Имя переменной начинается с английской буквы, может состоять из английских букв, чисел. Не может содержать в имени знаки: пробел, *, <, ?, >, !
Примеры:
а, А1, sum, max
Типы переменных.
Тип
|
Значения
|
integer – целый |
занимает 4 байта и находятся в диапазоне от -2147483648 до 2147483647
|
byte – беззнаковый целый |
занимает 1 байт и находятся в диапазоне от 0 до 255
|
real – вещественный (действительный) |
занимает 8 байт, содержат 15-16 значащих цифр и по модулю не могут
превосходить величины 1.7∙10308
|
string – строковый |
занимает 41 байт состоят из не более чем 255 символов
|
Тип массив
Массив - набор однотипных элементов (чисел, символов и т.д.)
Одномерный массив (строчный) - это упорядоченные в строке элементы: а1 - первый элемент, а2 - второй элемент и т.д.
Описание одномерного массива
var mas: array[1..5] of integer;
Задается массив с именем mas, количество элементов 5, элементы целые числа
имена элементов - mas[1], mas[2] ...
Описание двумерного массива
var mas: array[1..3,1..4] of integer;
Задается двумерный массив(матрица) с именем mas, количество строк - 3, количество столбцов - 4
имена элементов - mas[1,1], mas[1,2] ...
Расположение:
mas[1,1] mas[1,2] mas[1,3] mas[1,4]
mas[2,1] mas[2,2] mas[2,3] mas[2,4]
mas[3,1] mas[3,2] mas[3,3] mas[3,4]
Стандартные функции и процедуры.
В среду программирования встроены десятки функций и процедур, которые позволяют работать с переменными и данными любого типа (математические, строковые и т.д.).
В Pascal ABC
|
Аналог в математике
|
+
|
сложение
|
-
|
вычитание
|
*
|
умножение
|
/
|
деление
|
sqr ( x )
|
x в 2 степени
|
sqrt ( x )
|
корень квадратный из x
|
a mod b
|
возвращает остаток от целочисленного деления чисел a на b
Пример: 12 mod 10 = 2
12 mod 4 = 0
12 mod 7 = 5
|
a div b
|
возвращает целое от целочисленного деления чисел a на b
Пример: 12 div 10 = 1
12 div 4 = 3
12 div 7 = 1
|
frac(x)
|
возвращает дробную часть x
Пример: frac(3)=0
frac(3,5)=0,5
frac(-3,7)=-0,7
|
copy(s,n1,n2)
|
функция подстроки: из строки s вырезается подстрока начиная с символа n1, с количеством символов n2
Пример: copy('pascal',1,3)='pas'
copy('победа',3,4)='беда'
|
length(s)
|
вычисляет длину строки
Пример: length('pascal')=6
|
random(x)
|
выдаёт случайное число из диапазона от 0 до x-1
Пример:
random(10) - случайное число из диапазона от 0 до 9
random(10)+1 | от 1 до 10 random(10)*-1| от 0 до -9 random(16)+5 | от 5 до 20 random(b-a+1)+a случайные числа от a до b |