Pascal. Операторы.



Программа на языке Pascal ABC имеет следующий вид:

program имя программы;
раздел подключения модулей;
раздел описаний;
begin
операторы
end.


Первая строка называется заголовком программы и не является обязательной.
Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.
Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке.
Раздел подключения модулей и раздел описаний могут отсутствовать.
Операторы отделяются один от другого символом " ; ".


Операторы
Пример
переменная:= выражение
y:=5;
program имя программы;
Задает имя программы.
Имя программы начинается с английской буквы, может состоять из английских букв, чисел.
program primer1;
uses имя встроенного модуля;
Объявление встроенного модуля, процедуры которого будут использоваться в программе.
uses Crt;
Модуль CRT предназначен для работы с текстовым окном.
ClrScr - очистка текстового окна (заливка цветом фона)
var имя переменной : тип переменной;

var x , y : integer;
       z : real;
После выполнения в ОП (оперативной памяти) выделяются ячейки, которые помечаются как переменные x, y, z.
begin
end
Операторные скобки
begin
оператор1;
оператор2;
end;
write,  writeln (элемент(ы) вывода на экран);
Вывод на экран указанных элементов.
writeln после вывода своих элементов осуществляет переход на следующую строку.

writeln (‘введите с клавиатуры целое число’);
после выполнения на экране будет
 введите с клавиатуры целое число

Данные расположенные между апострофами ‘ … ’  выводятся на экран в том же виде.
read, readln (<имя переменной, значение которой вводят с клавиатуры>);
Ввод данных с клавиатуры.
readln после ввода данных осуществляет переход на следующую строку.
readln (x);
После выполнения на экран выводиться мигающий курсор и ожидается ввод данных с клавиатуры, после ввода в ОП переменной с именем x присваивается введенной значение.
Условный оператор if
if <условие> then оператор 1 else оператор 2;
Операторы сравнения:
> больше
< меньше
= равно
>= больше или равно
<= меньше или равно
<> не равно
and – и
or – или
not – не

xor  без
if x>=8 then оператор 1
else оператор 2;

Если переменная x будет больше или равна числу 8, то выполняется оператор 1, иначе (x<8) выполняется оператор 2.

Если после команды then или else должны выполняться более одного оператора их заключаем в операторные скобки begin...  end:
if x>=8 then оператор 1 
else begin   
   оператор 2;
   оператор 3;
   ...
  
 end;

Сложные условия:

if (x>=8) and (x<=10) then оператор 1
else оператор 2;
Оператор цикла for
for <переменная цикла> := <начальное значение> to <конечное значение> do оператор;
Используется для выполнения однотипных действий с известным числом их повторений. Количество повторений может быть указанно в условии задачи или должно вводиться как параметр с клавиатуры.
for i:= 1 to 5 do writeln ('привет');
На экране 5 раз будет напечатано слово "привет"

Оператор цикла while
while <условие> do оператор;
Выполняет действие или действия пока истинно условие. После каждого прохождения тела цикла, условие проверяется и если условие ложно, осуществляется выход из цикла.
Если условие истинно всегда, то происходит зацикливание.Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2.
Условие - логическое выражение, записанное с помощью логических операторов сравнения.
x:=5;
while x<>0  do 
begin
writeln ('привет');
x:=x-1;
end;
На экране будет печататься слово "привет" пока x не равен 0, это произойдет на 6 шаге цикла, т.е. слово "привет" будет напечатано 5 раз.